Зеркало Дхармы
Дзэнкэй Сибаяма – один из наставников дзэн-буддизма – говорит о том, что человеческий разум, подобный зеркалу, наиболее близок к природе Будды. Он непредвзят, беспристрастен и не запятнан. Перед таким зеркалом всё предстаёт ровно в том виде, в каком оно создано природой. Зеркало не ведает социальных различий, жалости и привязанности – просто отражает окружающий мир со всеми его пороками и достоинствами.
Учение буддизма призывает использовать три «зеркала», чтобы постичь самого себя: зеркало других, зеркало себя и зеркало Дхармы.
Зеркало других
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет…
А. Грибоедов «Горе от ума»
Человеческое тщеславие – одно из главных препятствий на пути к самопознанию. Стремление выглядеть в глазах других лучше, чем мы есть на самом деле, делает человека слабым и предсказуемым. Часто мы не понимаем простой вещи – мы нравимся другим, когда им это выгодно или подчеркивает их исключительность. И не нравимся, когда становимся неудобными, невыгодными или превосходим их в делах и помыслах.
Согласно канонам буддизма искать истинное отражение сущности в «зеркале других» – безумие, ведь оно искажает природу человека в зависимости от обстоятельств. Немногие люди способны принять тебя со всеми недостатками, не осуждая, и достоинствами, не превознося.
Да и сам человек, стремящийся к самосовершенствованию далеко не безгрешен. Вспомните, как испытывали радость, когда вам помогали, и глухое раздражение, когда должны были помочь сами. Отказываясь воспринимать суждения других и перестав оценивать всех и вся, вы отринете искаженное отражение этого «зеркала».
Зеркало совести
Э. Булвер-Литтон
Эгоцентризм – вторая слабость человеческой души. Воспринимая мир через призму собственных эмоций, размышлений и привитых понятий, мы невольно искажаем его до неузнаваемости. Себялюбие заставляет нас обвинять других в собственных недостатках и ошибках.
Рядом с человеческим эгоизмом неотрывно ступает гордыня. Именно она постоянно заставляет нас сравнивать себя с теми, кто хуже или лучше нас. Думать, будто достигли совершенства, и настаивать на своём зная, что неправы. Кстати, одним из символов этого смертного греха как раз и выступает обычное домашнее зеркало.
Махатма Ганди писал: «В вопросах совести закон большинства не действует». Это значит, что человек, понимающий собственное несовершенство, не станет взваливать вину за свои суждения и поступки на других. Отказываясь от эгоцентризма, перестав считать себя пупом земли, мы начинаем смотреться в зеркало собственной совести, хотя и оно не способно показать истинную сущность человека.
Зеркало Дхармы
Л. Вовенарг
Буддизм учит – всё не то, чем кажется. Чем пристальней мы начинаем присматриваться, тем больше видим. Рассматривая свои руки, вы видите их чистыми и ухоженными. Воспользуйтесь увеличительным стеклом и заметите явные признаки несовершенства. А если сунете кисть или даже палец под микроскоп, то увидите совершенно новый уровень жизни – бактерии и микроорганизмы.
Чтобы познать истину, человеку придётся отринуть устоявшееся общественное мнение, отказаться от принятых норм морали и этики, и в конечно счете – от стандартного мышления. Буддизм учит воспринимать себя вне категорий и навязанных понятий. Нужно научиться воспринимать свою сущность без воображаемых добродетелей и пороков.
Зеркало Дхармы отражает то, что мы чувствуем в данный момент, те мысли, которые посещают человека в конкретный период его существования. Сбросив с души ненужную шелуху, мы увидим собственную сущность в её исконном, чистом виде.
Проблема в том, что сделать это крайне непросто. Человек, решивший искать самопознания, уже подвержен гордыне, поэтому увидеть себя в зеркале Дхармы сможет очень не скоро. Если привести более понятную русскому человеку аналогию, то мысль будет звучать примерно так: «Чтобы попасть в Рай, нужно перестать желать Рая». Вот такой смешной парадокс.
- Комментарии