Знаки и символы в искусстве
Можно ли представить себе мир без зеркал и отражающих поверхностей? Наверное, нет. Стандартные и в красивой оправе, маленькие и большие, интерьерные и карманные — все они прочно вошли в привычный быт человека, и дарят возможность видеть, оценивать, сопоставлять себя и окружение, не прилагая усилий.
Что интересно, далеко не все обыватели считают зеркала обычным предметом обихода. Некая мистичность, загадочность и множество поверий, пришедших к нам из старины, притягивают людей, способных тонко чувствовать мир, и особой категорией среди них являются художники.
Интересно, что известный многим знак зеркало Венеры, который означает женское начало, является изображением зеркала, и по сведениям историков «пришел» к нам из античности. Известно, что эта же пиктограмма использовалась древними египтянами в качестве символа жизни — Анх (символ бессмертия, ключ жизни). И это неспроста. Используя изображения, мастера стремились выразить поклонение идеальному телу человека, способного не только восхитить своей красотой, но и подарить бессмертие, воплощенное в продолжении рода.
Секреты зеркал Средневековья
Навязанные Церковью и светской властью каноны гласили, что самолюбование — есть грех гордыни. Прямого запрета не было, однако считалось, что немыслимо дорогие зеркала (стоимость изделия размером с ладонь достигала стоимости одного хорошего корабля) являются атрибутом тщеславия, а самолюбование может привести к безумию. Такие убеждения прививались не только женщинам, но и мужчинам. Предмет причислялся к инструментам дьявола, способным рассечь тело, сердце, ум, и даже душу, а обладатель, экспериментировавший с ним, — к нечистой силе. Люди обвинялись в колдовстве и за меньшее.
Но, конечно же, дамы, щедро одаренные природной красотой, были не способны устоять перед «искусом» любоваться своим отражением. И как следствие, противостояние желаемого и запретного отобразилось в живописи, где в качестве актуальной темы, становилась потребность направлять на путь добродетели «легкомысленных» созданий того времени. Подтверждением тому становятся различные сюжеты и аллегории известных художников, дошедшие до современников. Среди множества картин особо стоит отметить:
Четыре аллегории Добродетели Джованни Беллини
На картине «Благоразумие» художник изобразил целомудренную деву, отвернувшуюся от зеркала, из которого на нее смотрит сам дьявол.
Аллегория Смерти и Красоты Ганса Бальдунга
Изображение женщины с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти Ганса Бальдунга отображает скоротечность жизни, что для середины Средневековья является довольно распространенным мотивом.
Отметим особо, что, несмотря на позицию средневековой Церкви в Европе, зеркала всегда притягивали взгляды, а запугивания, мистическая составляющая и убеждения того времени, мало повлияли на их распространение. С момента появления и до сегодня, люди, по-прежнему любуются своим отражением, украшают зеркалами свои жилища, и повсеместно используют их в архитектуре, промышленности, медицине.
Старая кокетка Бернардо Строцци
Картина также выполнена в жанре vanitas, как и на других полотнах того периода, сюжет подчеркивает тщеславие, напоминает о бренности и недолговечности земных утех.
Среди наиболее известных картин с изображением зеркала следует отметить работу Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», законченную автором в 1434 г. Предмет в сюжете здесь представлен в виде Божественного ока, перед которым герои картины приносят свои клятвы. На это указывает рама из медальонов. Изображая на этом элементе эпизоды крестного пути, распятия, снятия с креста и воскресенья, художник наталкивает мысли созерцающего картину в определенном направлении.
Женщина в полумраке Жоржа де Латур
Определенно далеко не все художники средневековья были согласны с позицией Церкви относительно зеркальных поверхностей. Несмотря на то, что зеркала считались символом тщеславия, изображение девушки и ее отражения, а также свечи между ними, в большей степени отображает свет веры, озаряющий задумчивый облик красавицы.
Долгое самолюбование женщины в отражающих поверхностях, заставляло подозревать в отсутствии добродетели, а значит отражение — по сути, было «пособником распутства». При этом пламенные речи служителей веры неизменно обличали жителей Венеции. В средние века этот город славился не только свободными нравами и куртизанками, но и был одним из крупнейших центров производства зеркал.
Своеобразное противоборство длилось веками, но в эпоху Возрождения, Церковь стала «сдавать позиции». Для спасения репутации зеркала, была призвана Венера (планета), которая вошла в иконографию в образе богини, любующейся своим отражением. Конечно, обнаженная натура на тот момент была под запретом. Однако постоянно растущий интерес к античной культуре среди художников постепенно побороли суровое табу, и сделали обнаженных женщин предметом поклонения. История живописи обогатилась и заиграла новыми красками. И среди самых притягательных полотен того периода можно назвать «Венеру и зеркало» Яна Госсарта, «Венеру перед зеркалом» Диего Веласкеса и ряд других работ не менее известных художников.
Лжет ли кривое зеркало
Мистическая составляющая всегда сопровождала рукотворные зеркальные поверхности, с чем связано немало легенд. Наиболее распространенным суеверием, при этом, было то, что кривые зеркала отображают истинную суть человека. Особое видение мира художников преобразовало, конечно же, преобразовало его. На многих картинах отображение человека теперь не символ тщеславия, но самопознания и самосовершенствования.
Некоторые историки считают, что толчком возникновения такой теории являются анаморфизмы — динамичные зеркальные холсты, появившиеся в XVII веке. Благодаря изобретению, эффект оптического смещения открывал рисунок, недоступный ранее для восприятия, который при изменении угла обзора становился новым образом. К примеру, на картине «Послы» Ганса Гольбена. Здесь изображение, размещенное на переднем плане, превращается в череп. Чтобы увидеть его, необходимо просто сменить ракурс.
Картина в картине
Расцвет наук и изобретений, наступивший в XVI веке, оставил след и в производстве зеркальных поверхностей, и появления новых концепций в работе художников. Зеркала все чаще используются для развертывания композиций, и показывают то, что по-другому не может увидеть зритель. Это хорошо заметно на картине «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Обратите внимание, что поза барменши и отображение не идентичны, также различно и расположение бутылок на стойке. В этом случае мастер делает акцент на расхождении между реальностью и чувствами, мыслями и мироощущением героини.
Я пленник отражения...
Слова из легенды о Нарциссе, влюбившемся в собственное отражение в реке, как и сама история, имеют множество трактовок. Интересно, что именно Нарцисса в эпоху Ренессанса «провозгласили» зачинателем живописи. На первый план в это время выходит модернистское искусство. Интерес творцов прикован к духовной составляющей человека и подсознанию. Среди полотен, заслуживающих внимание и сегодня, можно назвать: «Нарцисс» Карла Брюллова, «Метаморфозы Нарцисса» Сальватора Дали и др.
Зеркала как картины: от первых художественных шедевров к современности
Появление новой технологии производства зеркал в XVI веке, при которой стекло раскатывалось на специальных столах, а затем, покрывалось амальгамой, несколько снизило ценность работы, сделав изделия более доступными. Однако интерес к «магическому» пространству и не угас, и стал причиной появления настоящих шедевров. Зеркала по-прежнему были предметом роскоши, однако теперь особое внимание уделялось оформлению.
Это могли быть рамы из драгоценных пород древесины и металлов, над которыми работали резчики, ювелиры и позолотчики. При этом назначением пышных массивных рам было не только украшение интерьера, но и защита хрупкой поверхности. И это касалось как крупных изделий, так и ручных зеркалец, изысканно оформленных слоновой костью, деревянными пластинами, художественной росписью, или мозаикой из драгоценных камней.
О некоторых из них мы знаем лишь по летописям, а некоторые сохранились и поныне. Например, зеркало в стиле Давида Альтенштеттера, обрамление которого включает позолоту, серебро и эмаль. Произведение искусства было создано в Германии в 1617 году (Аугсбург), и сегодня хранится в художественном музее в Милуоки.
Иногда такие зеркала имели двойное дно, и хранили секреты своих владельцев. Ярким примером, существующим и сегодня (музей Метрополитен) является итальянская рама с двойной панелью из ореха, изготовленная в 1540 году. Интересно, что назначением такого изделия, как правило, было хранение изображения любовника или любовницы, и нередко в пикантном виде.
Ценность зеркала сегодня
Да, современные технологии производства позволяют создавать зеркальную поверхность любого размера, выполнив раму, как из классических, так и ультрасовременных материалов. Однако, несмотря на чисто практическую для многих обывателей функцию, изделия также несут декоративную нагрузку, окружены мистическим ореолом, и по-прежнему способны вдохновлять художников на создание оригинальных картин. Благодаря возможностям цивилизации, простое и нечеткое, когда-то, изображение, сегодня является неизменным атрибутом во многих сферах деятельности человека. Ограничений нет. Будет ли это красивый элемент дизайна, аксессуар дамской сумочки, или фасад многоэтажного здания, решать вам.
Фотогалерея
- Комментарии